Как из физика – программиста получился финансовый директор

Политех научил решать сложные задачи

Финансовый директор – в школе я не слышал о такой специальности. Окончив Физико-Механический факультет Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета, я стал работать м.н.с. в НПО Радиевый институт им. В.Г.Хлопина, занимаясь математическим моделированием ядерно-физических процессов на компьютере. Через некоторое время лаборатория выделилась в отдельное дочернее предприятие, где мне пришлось заняться организационными и бухгалтерскими вопросами. Поэтому, я прошел дополнительное обучение и в 1998 году я стал Аттестованным профессиональным главным бухгалтером, пожалуй, самым молодым на предприятиях Минатома.

В конце 90-х в Радиевом институте были открыты проекты по усилению безопасности ядерно-опасных объектов, финансируемых в рамках международным соглашений. Я был приглашен в качестве специалиста по налогообложению и занимался согласованием подтверждающих документов между американской стороной и российскими финансовыми органами. В результате удалось согласовать необходимый для предоставления в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий, что финансовая помощь не подлежит налогообложению.

Следствием проведенной работы стало приглашение работать главным бухгалтером НПО. Прежде всего, было нужно внедрить автоматизацию бухгалтерского учета (это было время, когда 1С еще не была известна). Задача была поставлена непростая. Тем не менее, мне удалось настроить бухгалтерскую программу, поставить учет, разобраться с затратами и выручкой и, в итоге, успешно пройти налоговую проверку, сняв требования в суде .

Работа в логистике, новая специфика

После НПО я был приглашен главным бухгалтером в компанию «Евросиб – Транспортные системы». Компания оказывала экспедиторские услуги по перевозке грузов ж/д вагонами, управляя более чем 10 000 вагонов. Оборот составлял до 1 миллиона долларов в день. Численность бухгалтерии 22 человека. В числе первоочередных задач было автоматизировать и ускорить выставление документов, таким образом настроить документооборот, чтобы подтверждать ставку НДС 0% при организации экспедиторских услуг при экспортных перевозках. В то же время, в рамках повышения квалификации окончил курсы ИМИСП “Управление изменениями”, “Управление персоналом”, “Бизнес как система” .

С 2004 года – финансовый директор в компаниях с иностранными собственниками.

Финансовый директор – впервые я занял эту должность в типографии «МДМ-Печать» с исландским собственником. В этот раз новой задачей, которую пришлось решать, стала подготовка бюджета предприятия. Для этой цели пришлось изучить технические возможности печатных станков, посчитать затраты на запуск тиража, себестоимость единицы продукции, сделать Cost cards по видам выпускаемой продукции, научиться оптимально загружать оборудование для минимизации потерь. Руководство компании особое внимание уделяло страхованию имущественных и производственных рисков . Для подготовки отчетов по МФСО окончил Курс СПбГЭУ: “Стандарты по международной отчетности”. Особое внимание уделялось качеству и своевременности выполнения заказов.

Судоходная компания P&O Nedlloyd (est.1837, №3 в мире, имела офисы более чем в 100 странах мира). В 2005 году был открыт офис в России в Санкт-Петербурге, и меня пригласили на работу в качестве финансового директора. Компания быстро увеличивала объем оборота контейнеров, но, вскоре, была куплена компанией Maersk (№1 в мире).

После передачи дел я перешел работать Административным директором в представительство норвежского классификационного морского общества Det Norske Veritas (est.1864, имеет офисы более чем в 100 странах мира) в Санкт-Петербурге. Основные выполняемые задачи: руководство финансовой службой, решение административных, IT задач; контроль экономической и юридической части заключаемых договоров; контроль за исполнением бюджета в целом и по отдельным долгосрочным договорам.

В 2007 году финская компания Lujabetoni OY, одна из крупнейших частных фирм бетонного рынка в Финляндии, создала в Санкт-Петербурге компанию Луябетон, куда позже я был приглашен в качестве финансового директора. В этот раз было необходимо создать с нуля собственные финансовую и IT службы, объединить территориально удаленные офис, 3 завода (с 2015 г. – 7 заводов), головной офис в Финляндии в единое информационное пространство, постановить бухгалтерский и управленческий учет на базе 1С8.1 и 1С-УПП .

С 2009 года я стал одновременно генеральным и финансовым директором. В период кризиса 2008 года резко упали объемы строительства и для выхода из кризисного состояния пришлось пересмотреть всю экономику предприятия. С этой целью был запущен модуль расчета себестоимости по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Безусловно, это стимулировало все подразделения. Лаборатория стала активней испытывать новые рецепты. Отдел снабжения – соответственно отбирать оптимальных поставщиков сырья и научился переключиться на альтернативных. Отдел продаж стал понимать маржинальную прибыль от продаж. Подготавливаемые годовые бюджеты (БДР, БДДС) ежемесячно сравнивались с фактом для выявления отклонений и анализа их возникновения, определения вариантов решения проблем. На основе данных из 1С оперативно подготавливались внутренние и внешние отчеты, в т.ч. внутрикорпоративная международная отчетность (IFRS) в головной офис.

Для принятия решений об инвестициях и обоснования проектов перед Советом Директоров Lujabetoni OY, как финансовый директор, я подготавливал бюджеты инвестиционных проектов. Ежемесячно я отчитывался о состоянии дел на предприятии перед Советом Директоров. Разработал ТЗ на создание дополнительных модулей в 1С, внедрил их и обучил персонал. Без сомнения, созданная ERP система минимизировала риски несанкционированных отгрузок, объединила работу всех подразделений компании в единый бизнес-процесс. Дополнительно проведенная оптимизация документооборота позволила ускорить получение дебиторской задолженности.

Кроме того, вёл переговоры с ключевыми поставщиками и покупателями. Вёл работу с материнской компанией по получению инвестиционных займов с последующей реструктуризацией кредитного портфеля в банках, в т.ч. использованием овердрафта. Вёл переговоры со страховыми компаниями для заключения договоров страхования имущества, автотранспорта, страхования производственных рисков и ДМС. Организовал юридическую поддержку деятельности компании по всем направлениям, минимизировал юридические риски. Накопил успешный опыт взыскания долгов через Арбитражный суд и судебных приставов. Успешно проходил ежегодный аудит и налоговые проверки. Для развития предприятия стимулировал креативные идеи сотрудников и помогал с их внедрением. Создал сплоченный, работоспособный, нацеленный на достижение результатов коллектив профессионалов.

В итоге, проведенные антикризисные мероприятия позволили компании выжить в период кризиса, повысили эффективность и рентабельность производства, качество продукции и оказания услуг, что позволило вывести компанию в пятерку крупнейших предприятий бетонного бизнеса в Санкт – Петербурге.

Несомненно, подтверждением признания конкурентоспособности компании является выигранный тендер (совместно с ЗАО «Беатон») на поставку бетона на строительство Лахта-центра (самый высокий небоскреб в Европе), и совместно осуществленная непрерывная заливка за 49 часов 19624 куб.м бетона в основание башни Лахта-центра, зарегистрированная в книге рекордов Гиннеса.

Участие в международных проектах “Северный поток – 2”, “Турецкий поток”

В 2017 году я был приглашен на работу в одну из компаний Газпрома, расположенную в Москве. Собственником была поставлена задача по оптимизации логистических, производственных и финансовых процессов на контролируемом заводе «Трубопроводные покрытия и технологии», расположенного в г. Волжский. При проведении внутреннего аудита предприятия, в составе команды из УК, провел финансовую оптимизацию логистики и рисков по доставке обетонированных труб по проекту “Nord Stream 2” (10% от общей протяженности) из г. Волжский в г. Ханко (Финляндия). Объем перевозки составил более 5500 вагонов. В итоге экономия по логистике составила 6% от стоимости контракта.  

Впоследствии был переведен на работу генеральным директором на завод. Отвечал перед Советом Директоров за своевременное исполнение работ по проектам “Nord Stream 2”, “Турецкий поток”, за подготовку бюджета предприятия и его фактическое исполнение. Организовал эффективное взаимодействие структурных подразделений, настроил бизнес процессы. Кроме того, путем реорганизации работы производства увеличил производительность за смену на 15% при снижении образования отходов сырья с 10% до 3%. Организовал проведение испытаний и внедрил в производство технологию использование бетонных отходов, что сократило расходы на материалы без изменения качества.

В качестве генерального директора занимался настройкой экономики предприятия, оптимизацией бизнес процессов производства, созданием Бережливого производства, помогал с внедрением рационализаторских решений. Результатом проведенных мероприятий стало увеличение производительности завода, повышение качества выпускаемой продукции, эффективности и рентабельности производства. В итоге дополнительная экономия составила 7% от стоимости контракта.

В 2019 году прошел переподготовку по программе “Управление закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд” (44-ФЗ и 223-ФЗ)

Проекты в которых я участвовал:

Сейчас, в партнерстве с АТРИС Консалт, занимаюсь собственным делом – настраиваю экономику предприятий и оказываю услуги как финансовый директор на аутсорсинге для предприятий малого и среднего бизнеса.